Особенности сборки мелкотоннажных судов

В настоящей статье приводятся некоторые характерные данные о методе постройки среднетоннажных судов, принятом на одном из немецких заводов. По характеру технологического процесса и организации работ этот метод может быть назван позиционным или крупносекционным. В данном случае речь идёт об организации постройки судов длиной до 65 м, что соответствует грузоподъёмности 700—750 г.

Можно отметить две характерные операции: транспортировку крупных секций судна на площадку стапельной сборки и спуск судна на воду.

Что касается первых двух этапов, то они по существу ничем не отличаются от обычно принятых в судостроении методов.

Разметка и обработка деталей по шаблонам и кондукторам давно приняты в судостроении, и особенности их так же хорошо известны, как и их преимущества. Поэтому останавливаться на этих этапах нет необходимости. Третий этап — соединение заготовленных деталей в мелкие секции — вынесен в отдельный сборочно-сварочный цех. Этот цех оборудован двумя мостовыми кранами грузоподъёмностью по 3,0 т чем и определён максимальный вес заготавливаемой здесь мелкой секции.

Сборка секций производится на обычной сотовой плите, занимающей около 45% площади цеха. Для снятия напряжений в ответственных конструкциях в цехе установлена отжигательная электропечь.

Источником тока для сварки в цехе являются два многопостовых сварочных агрегата. Непосредственно возле них установлены перегородки, образующие ряд кабин, в которых производится сварка наиболее простых деталей.

Из сварочно-сборочного цеха мелкие секции весом до 3 т поступают на сборку в цех, которому можег быть присвоено несколько необычное название — корпусно-монтажного.

В этой стадии постройка каждой из крупных секций судна заканчивается полностью вплоть до того, что в машинном и котельном отделениях устанавливаются все главные и вспомогательные механизмы, трубопроводы, арматура, прокладывается электропроводка и т. д.

В помещениях команды выполняются все деревянные работы, за исключением отделочных.

Необходимые трубопроводы, арматура, мебель, детали деревянных конструкций комплектуются в боксах по обе стороны сборочной площадки.

Представляет значительный интерес конструкция сборочной площадки. На ней установлены собранные из швеллеров постоянные каркасы, одновременно выполняющие роль кондуктора, в которое ведётся сборка, и рештований.

Здесь показан каркас для сборки кормовой секции, как свободным, так и на одном из этапов сборки. Как видно, каркас сваривается из прямолинейных отрезков швеллеров.

Для точной укладки секций служат специальные планки, установленные на каркасе, выверяемые по шаблону и регулируемые клиньями. Они хорошо видны.

Таким образом, собираемые секции укладываются не непосредственно на каркас, а на эти планки.

Читайте также  Геомембрана – строим по-современному

Применение этих упоров, помимо увеличения точности кондуктора, облегчает разъединение секции от каркаса перед транспортировкой её на сборочный стапель. Для этого достаточно ослабить клин.

Стойки, составляющие сборочный каркас, крепятся болтами к фундаменту и при необходимости могут быть легко сняты.

Килевые листы укладываются на металлические полозья, установленные на продольных деревянных насаленных брусьях, по которым секция вытягивается из цеха для транспортировки на стапельную площадку. У выхода из цеха к прогонам притыкается специальная тележка.

Объём настоящей статьи не даёт возможности более подробно осветить ряд интересных и характерных особенностей постройки этих судов. Однако вдумчивое изучение помещённых рисунков может дать конструкторам и технологам обильный материал для изучения и, возможно, натолкнёт их на новые предложения, развивающие и углубляющие описанный метод постройки.

Источник: medtelo.ru